Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Рекомендации по обучению чтению

Автор: Морозова В.А.
|Должность: Учитель-логопед, МДОУ "Детский сад №122" корпус 2
                Рекомендации по обучению чтению.


Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 5-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент условия курса фонетики, морфологии русского языка.
Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.

1 этап - определение звука.
Какую песенку поет комар? 3 - з - з - з. Давай послушаем песенку комара в других словах: «з - з – зима». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.

    2 этап - назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.
Это и есть основа грамотного письма.

    3 этап - изображения слова в виде схемы.
Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово «Дом». Сколько клеточек? Значит, столько звуков?
Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо иметь несколько карточек для
анализа трех звуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук,
лук, лес, рак.
На каждом занятии нужно разбить не больше 2 слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждают детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мысленные операции - сравнение, сопоставление, анализ.
Найдите одинаковые звуки и слова «дом», «мак», разные звуки в словах «дом», «дым».

    4 этап - различение гласных и согласных
Обратить внимание ребенка на то, что при произнесение согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.
Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками,
твердые - синими. Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет?
С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. Сначала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т. д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т.д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5 звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладывать в этом случае прямо на столе, проводить все необходимо в игровой форме. Только после, того как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами.
Вот теперь можно начинать читать.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 24.10.2023   |   Изменено: 24.10.2023 09:32:21
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Фрагмент занятия Гороховой О.В
Фотографии