Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей : «Учим дошкольника звуковому анализу слов»

Автор: Морозова В.А.
|Должность: Учитель-логопед, МДОУ "Детский сад №122" корпус 2

Консультация для родителей :

«Учим дошкольника звуковому анализу слов»

Уважаемые родители, на шестом году жизни у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

       Познакомьтесь, пожалуйста, с этапами работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность предъявлении форм звукового анализа:  выделение  звука из слова, определение  первого звука,  установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.  
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,  предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Запомните, пожалуйста, слова, которые не следует давать для анализа: слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его  произнесением, значит слово трудно для анализа.  

Ниже приводится перечень слов,   в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа
Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)
А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.
И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра. Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.
         У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.
         И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис. Ы: дым, сын.
Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)
Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.
М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.
Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.
Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове) К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.
П: сироп, укроп, карп, суп.
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…  
Слова для полного звукового анализа Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
Слова из двух слогов: аист, утка, ива.
Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.
           Слова из трех открытых слогов: малина, работа.
Предлагаю Вам игры для развития звукового анализа слов.
«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.
«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.
«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.



Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 12.01.2024   |   Изменено: 12.01.2024 10:11:31
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Фотовыставка "Наши мамы" (корпус 2).
Фотографии